Мой опыт работы в политике: о тех, кто создаёт образ будущего руководителя. Чему меня научили?
Мне нравится подписывать договор по найму сроком на несколько месяцев-полгода. Такая смена работодателей и обязанностей позволяет чётко понимать, чего хочешь, не засиживаться на одном месте и не ждать от моря погоды. Это дисциплинирует и даёт огромный опыт.
Одной из самых интересных работ за последнее время для меня стала та, когда я был личным помощником в компании, занимающейся созданием политического имиджа кандидатов. Мне удалось не только понять суть рабочего процесса, схему действий, возможности, но и лучше узнать родную местность и живущих в ней людей. Кроме того, интересным опытом стало и просто общение с моими непосредственными руководителями. Не каждый может похвастаться тем, что к его мнению прислушиваются видные политические деятели, чиновники и бизнесмены. Антон и Наталья не только могли, но и охотно делились личным опытом и не скрывали того, как добились успеха в жизни.
Как я нашёл работу
Я постоянно размещал резюме на популярных порталах. Я уже имел опыт работы личным помощником, знал, что большим плюсом считается наличие своего автомобиля. На тот момент я обзавёлся новой машиной представительского класса. Ее фотографии я также прикрепил к резюме и думаю, это сыграло мне на руку. Позвонили буквально через пару дней.
Мои будущие начальники занимались созданием политического образа. Они приезжают в тот город России, где происходит значимое политическое событие, например, выборы, и работают на своего заказчика в полную меру.
Удобно, что в штабе есть возможность работать при необходимости дополнительно.
В чём заключалась моя работа
Поначалу работы было совсем мало. Пока ожидались нужные разрешения, штаб только входил в рабочий режим, и я практически не выходил на работу. В первую неделю мне пришлось съездить всего несколько раз по делам. Так что в основном я ждал инструкций по телефону.
Потом начали поступать интересные задания. Одним из них было найти подходящую по всем параметрам типографию. Имело значение качество печатной продукции, адекватная стоимость, отсутствие предоплаты (берегли время) и прочее. Этот опыт мне пригодился в работе и позже.
Также необходимо было брать разрешение в администрации города на ту или иную деятельность, например, чтобы проводить опросы на улицах города. Здорово, когда ты понимаешь структуру работы администрации своего города, начальников, их обязанности. Это полезный опыт для всех, кто планирует заниматься какой-либо бизнес-деятельностью в своих краях. Ввиду того что будущие кандидаты тесно сотрудничают с чиновниками, по причине всевозможных необходимых разрешений я уже наладил рабочие договорённости с несколькими отделами.
Позже в мои обязанности входил контроль опрашивающих население на улицах города. В основном у нас работали студенты. Когда я сам занимался в студенческие годы подобной невысокооплачиваемой работой, не понимал, почему работодатели так неохотно устраивали ребят нашего возраста. Для меня ситуация прояснилась: люди моложе двадцати лет редко обладают достаточным чувством ответственности, очень часто не выходят на работу, не отвечают на звонки. Особенно подобное поведение усугубляется, когда оплата производится ежедневно. Для работодателя такое поведение чревато проблемами. Например, на улицах должно стоять определённое количество опрашивающих. А если некоторые не выходят, я был просто иногда не в состоянии так быстро найти замену и обучить.
На мне лежала ответственность расставить людей в правильных точках по городу, обозначить на карте наиболее важные места, договориться о легальности опросов именно там, следить за проходимостью и прочее.
Полезный опыт
Погодные условия однозначно мешали рабочему процессу. Например, в дождь опросы проводить было просто невозможно. Приходилось выкручиваться, буквально считывать прогнозы погоды, договариваться о другом времени с нанятыми людьми, часто неудобным для них.
В итоге я выработал отличную схему найма персонала. Я находил молодёжные организации, клубы по игровым интересам или основанным на увлечении к какой-нибудь книге (вроде Властелина Колец), договаривался с их организатором и таким образом нанимал сразу десяток человек. Мало того, что я обзавёлся огромным количеством знакомых, так ещё и лучше узнал, что происходит в родном городе.
Огромным бонусом для меня в этой работе стало то, что я посмотрел большое количество городов и сёл в своём регионе. Оказалось, что некоторые заброшенные деревни не только живут, но и имеют невероятно красивые пейзажи. Я мог сказать, как проехать даже в самый отдалённый край области, и где какой будет поворот, а ещё есть ли там асфальтное покрытие. Потом мы наведывались с семьёй и друзьями в эти уникальные места для отдыха.
Интересной была и работа с населением: услышать насущные вопросы людей, выявить проблемы той или иной местности, думать над их решением вместе со всеми. Я слышал, как команда искала пути исправления сложившейся ситуации, какие продумывала ходы и как в итоге разбирает дело, которое сначала казалось безнадежным.
Мои работодатели
Моими прямыми начальниками были муж и жена. Они много лет работали в команде. К своим 40 годам добились большого уважения и определённого успеха в ведении бизнеса.
Сначала я удивлялся, как люди смогли выйти на столь высокий уровень достатка в своём относительно молодом возрасте, но узнавая их лучше, многое стал понимать.
Они буквально жили работой. Их маленькие дети практически всегда были на няне. Даже в цирк или зоопарк они не могли позволить себе пойти с сыном или дочкой.
К ним в дом постоянно приходили наёмные работники для обсуждения того или иного вопроса, руководство, служащие. Временами у Натальи не было времени ни на обед, ни на завтрак: она постоянно отвечала по телефону, подписывала какие-то документы, давала новые указания.
Антон и Наталья одинаково общались и с крупными политиками, и со студентами в переходах. В разговорах не было ни снисхождения, ни какого-либо заискивающего тона.
Практически в виде приказа они выбирали цвет галстука для своего кандидата и помогали ему составлять речь.
Сложности
Мало того, что мои начальники работали практически без выходных, этого требовали и от меня.
Для них не существовало ничего важнее работы. И в принципе, причина этому известна. После успешно выполненного проекта их ждали несколько месяцев отдыха. Для меня же это была обычная работа, после окончания которой я должен был выйти на другую обычную работу. Я не понимал, почему от меня требовали пропускать дни рождения детей, забывать о выходных и о свободном времени с семьёй.
Неприятным было и то, когда в заранее оговоренный выходной мне опять же приписывались чужие задачи. В итоге я много раз подводил семью и друзей, и сам действительно очень устал от работы нон-стоп.
Позже, когда обязательства по контракту были выполнены, и я уже был в другом штате, мне не верилось, что в неделе появилось два полноценных дня отдыха, это казалось какими-то огромными выходными, за это время можно было успеть сделать кучу всего – по моим ощущениям.
Данный опыт работы позволил мне испытать свои лидерские качества, оценить то, как я могу мотивировать людей на выполнение своих задач. Мне приходилось находить общий язык с чиновниками в администрации города и с владельцами баннеров для достижения своих целей. Да, и само по себе общение с непосредственными начальниками не всегда проходило легко и безоблачно. Люди, добившиеся подобного успеха, редко прислушиваются к чужому мнению и временами практически не способны заметить свою ошибку.
Несмотря на то, что мы расстались на позитивной ноте, я для себя чётко понимаю, что меня не привлекает работа в политике или в имиджевой компании. Хотя не могу отрицать того факта, что этот опыт был действительно интересен. Камнем преткновения в итоге стал график работы: неделя без выходных мне оказалась не под силу. Я скучал без семьи и друзей. До сих пор придерживаюсь мнения, что уважение между людьми даже на работе – залог успеха. Оно идёт на пользу как в отношении с подчинёнными, так и для здоровых отношений всего коллектива.
Связи с общественностью в органах власти
Лекционный материал по теме “Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера”
1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти
Имидж органов исполнительной власти в регионе играет важную роль, как для представителей власти, так и для населения. Для власти имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он характеризует степень доверия населения и является критерием оценки эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. В свою очередь, в отношении населения успешный имидж показывает степень соответствия действий органов исполнительной власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам власти, определяет степень общественной поддержки деятельности исполнительной власти и программы ее реформирования.
Анализируя различные научные подходы и научные направления, изучающие власть и характеристики ее проявления, можно обозначить следующее понимание «имиджа» органов исполнительной власти региона.
Под «имиджем», на наш взгляд, следует понимать целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании, как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также как определенные черты, качества представителей органов власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях населения.
Имидж органов государственной власти как социальной организации может быть определен совокупностью характеристик, дающих представление о его деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организации и интерпретируемые в зависимости от их специфики. В то же время, для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит позитивный имидж. Среди них можно выделить:
1. Образ руководителя структуры органов власти региона, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также его внешних данных.
2. Образ госслужащих, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиторные особенности и т.д.
3. Социальный имидж органов власти, строящийся на основе представлений общественности в разных социальных группах, о роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни в регионе.
4. Имидж услуг, предлагаемых органами исполнительной власти для населения, в который входит представление о качестве обслуживания, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.
5. Внешняя атрибутика (визуальный имидж, корпоративный дизайн)
Процесс формирования имиджа органов исполнительной власти является многофакторным итерационным рекурсивным взаимодействием смешанного типа трех субъектов: непосредственно органа государственной власти, населения и СМИ.Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде информационного обмена, эмоционально-оценочные реакций, непосредственного взаимодействия.
Добиться устойчивого положительного имиджа на практике позволяет умелое применение органами государственной власти коммуникативных стратегий. Среди них можно выделить:
1) стратегии возвышения себя на фоне принижения других;
2) стратегии презентации проектов, намерений;
3) стратегии самопрезентации, подчеркивающие свои достоинства.
По мнению Н.Б Руженцевой, все стратегии и конкретные тактические схемы из реализации в той ли иной степени содержат и провокационную, и манипулятивную составляющие, все направлены на то, чтобы сформировать или изменить картину мира адресата, транслировать ему авторскую точку зрения на мир, событие или явления, волевым усилием внедрить ее в сознание читателя или телезрителя, то есть является одним из способов программирования.
Курсовая работа: Имидж политического лидера
Тема: Имидж политического лидера
Тип: Курсовая работа | Размер: 40.92K | Скачано: 176 | Добавлен 07.12.14 в 22:15 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Содержание:
Глава 1. Политический имидж и его составляющие 6
Глава 2 . Формирование имиджа политического лидера 10
2.1 Приемы создание имиджа политического лидера средствами PR 13
Глава 3. Анализ имиджей политического лидера на примере анализа Б. Обамы и В.В. Путина. 21
Список использованных источников 27
Введение
Актуальность. В современном мире ни одна избирательная кампания не проходит без выстраивания имиджа политика, так как впечатление, которое кандидат произведет на избирателя, имеет непосредственное отношение к исходу политической гонки.
Конструирование имиджа кандидата политической гонки происходит в системе массовых коммуникаций. Как правило, политический имидж создается исходя из социальных ожиданий граждан. В коммуникациях между политическим лидером и населением главным фактором является восприятие, т.е. то, как политик воспринимается в массовом сознании. Существуют определенные параметры восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые закладываются в имидж, чтобы соответствовать ожиданиям избирателей. Поэтому при создании целостного имиджа кандидата наибольшую роль играют имиджевые технологии.
Приемы формирования имиджа могут применяться в ежедневной практике выстраивания политической коммуникации, но наиболее часто они используются в периоды избирательных кампаний, особенно президентских, во время которых разворачивается настоящая борьба личностей.
Проблема курсовой работы: анализировать формирование политических лидеров США и России на одних и тех же условиях становления президентом.
Цель курсовой работы: выявить особенности в формировании политических лидеров в России (2000-2013) и США (2008-2013)
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть составляющие имиджа политика, как «внутренние» составляющие, так и «внешние».
2. Исследовать технологию формирования политического имиджа лидера.
3. Изучить правила формирования политического имиджа.
4. Анализировать имидж политического лидера на примере В.В. Путина и Б. Обамы.
5. Сопоставить имиджи политиков: Б. Обамы и В.В. Путина.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность темы курсовой работы, предмет, объект, цель, задачи курсовой работы, структура работы.
В первой главе, раскрывается понятие «политический имидж» и рассмотрены подробно составляющие политического лидера.
Во второй главе изучены технология формирования имиджа политика, а так же рассмотрены правила формирования политического имиджа.
В заключении подводятся итоги курсовой работы.
У Потемкиной О.Ф. «Имидж политического лидера» были рассмотрены и анализированы составляющие имиджа, функции имиджа и само определение имиджа, а так же рассмотрено как формируется имидж.
В «Политические технологии PR и рекламы» Гринберг Т.Э выделены технологии формирования имиджа политического лидера.
У Богданова Е.Н. и Зазыкина В.Г. так же представлены важные технологии для формирования имиджа политика среди избирательных технологий., а так же анализирована классификация основных психологических моделией политического имиджа.
На интернет ресурсах рассмотрены каналы восприятия имиджа политика, так же анализированы имиджи Барака Обамы и В.В. Путина.
Список использованных источников
1. Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера.
2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». С. 71-96.
3. Зазыкин В.Г. Психологические аспекты избирательного процесса – М.: РЦОИТ, 2002.- 128 с.
4. Гринберг Т.Э. Политические технологии. PR и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 317 с.
5. Мониторинг освещения СМИ президентских выборов в России. 2000. Март. С. 10, 17.
6. Гринберг Т.Э. Политические технологии.PR и реклама. С. 32
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Имидж политического лидера как фактор легитимности власти
Рубрика: Политология
Дата публикации: 10.11.2017 2017-11-10
Статья просмотрена: 603 раза
Библиографическое описание:
Чапаева, П. О. Имидж политического лидера как фактор легитимности власти / П. О. Чапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46304/ (дата обращения: 20.10.2021).
Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.
Процесс формирования имиджа политического лидера как одного из элементов системы подтверждения легитимности политической власти всегда был сложным и неоднозначным вопросом, что существенно затрудняло его анализ. Информационное поле вокруг ведущего политика обычно подвержено корректировкам и исправлениям с учетом факторов влияния мировых событий на общество, новых технологий и политическим и экономическим тенденциям развития.
Любое лидерство является явлением групповым. За каждой яркой исторической личностью стоит группа поддержки, его окружение, создающее необходимое информационное поле, и налаживающее его коммуникационную связь с обществом.
Эффективные способы формирования идеального имиджа политического лидера как фактора легитимации власти в современном мире разрабатываются до сих пор. Имиджи политических лидеров меняются, и каждая страна выделяет свой образ идеального политика, как правило, харизматичной и яркой личности.
Легальность государственной власти — это юридическое обоснование власти в соответствии с правовыми нормами: конституцией или законом о престолонаследии. В основе такой власти лежит закон. Если речь идет о какой-либо новой власти, то тут очень важно правопреемство: прежняя законная власть должна оформить передачу полномочий в виде определенного документа. И если законность прежней власти не вызывает сомнений, как не вызывало сомнений законность 300-летнего правления дома Романовых, то и новые органы власти становятся легальными.
Сложнее интерпретировать термин «легитимность». И не случайно до XIX века в него входила и «легальность», но насильственные революции потребовали ввести новый термин и легальность с легитимностью разошлись. Ведь новая власть, свергнув царя, могла и не озаботиться получением от него акта о передаче власти, т. е. она власть узурпировала. Но эту власть признало большинство населения, и она тем самым становилась легитимной (но не легальной). Организовав всеобщие выборы и создав новые законы и конституцию, новая власть становилась тоже законной, приобретя вместе с легитимностью и легальность.
В настоящее время легальность власти закреплена Конституцией РФ, а легитимность подкрепляется образом и действиями политического лидера.
В историческом аспекте существенный вклад в развитие теоретических представлений о природе имиджа политика внесли представители социально-психологической школы Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и многие другие [1]
Главной особенностью отношений между руководителем страны и ее гражданами является то, что это, прежде всего, отношения власти, которое представляют собой социальное влияние одного человека на общество. Любое влияние, особенно в политической и социальной сфере, должно быть подкреплено легитимностью и поддержкой общества или отдельных сильных мировых игроков.
В историческом аспекте под влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние других людей. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого лица или лиц объект может изменять свое поведение [4,c.69].
В самом общем виде под социальным влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких человек трансформирует состояние других людей. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Воздействие способно также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Наконец, под нажимом другого лица или лиц объект может изменять свое поведение [2, c.122].
Каким же образом выстраивается идеальный имидж политического лидера, который бы легитимировать власть и укреплял политическую позицию руководителя.
Политическое руководство высокого уровня соответствует типу «отдаленное лидерство», которое было выделено В. Стоуном, то есть общение руководителя страны с гражданами осуществляется с помощью различных средств массовой коммуникации, которые и занимаются транслированием и формированием имиджа.
Именно образ политика, а не реальная личность, выполняет лидерские функции, заставляет общество идти на определенные поступки и уступки.
В истории нашего государства в переломных моментах стоят яркие личности, конкретные люди, которые смогли «повести за собой» общество и изменить политическую ситуацию, социальный строй. Сейчас иное время, важно новостное и информационное поле вокруг политика, которое на подсознательном уровне и формирует у каждого свой образ, выделяя ту черту характера, которая важна именно этой личности.
Мы никогда не увидим репортаж с В. Путиным после какого-нибудь сюжета о трагедии, аварии или катастрофы. Всегда сначала идет один два нейтральных сюжета, потом новость с Президентом страны. Таким образом, отрицательное информационного поле вокруг плохой для общества новости, не накладывается на информационного поле вокруг политического лидера.
Политические коммуникации становятся основной технологией формирования имиджа политика.
В отношении создания имиджа В. В. Путина СМИ используют чаще всего технологию использования вербальных и лингвистических приемов, а также метод политической мифологии. Стоит отдельно отметить, что с данной технологией наша страна давно борется, потому что практический каждый сюжет и материал за границей сопровождается социальным мифом.
Чаще всего на страницах и в материалах СМИ можно встретить следующие модели построения имиджа политического лидера.
Трехлучевая модель предполагает сосредоточение внимания на следующих моментах: нравственные качества, интеллектуальные качества и потенциал личности. Все эти моменты необходимо подчеркивать при помощи использования разнообразных средств. Причем, если в имидже политического лидера не представлено хотя бы одно из указанных качеств, он будет неэффективным. Чаще всего данная модель используется для формирования имиджа своих политиков.
Четырехлучевая модель предполагает добавление к трем вышеуказанным обязательно лидерских качеств. Лидерство — это неотъемлемая характеристика любого политического деятеля. Поскольку он берет на себя такие обязательства, полномочия, то он должен быть лидером. Поэтому важно или быть лидером на самом деле, или сформировать такой мифический образ. Под понятием «лидер» на самом деле подразумевается член группы или коллектива, который обладает наибольшим авторитетом и играет ведущую роль в рамках деятельности данной группы. Другой тип лидера — это лидер-автодидакт, сделавший себя сам, долго и упорно работая над собой. Согласно данной теории, лидером может стать каждый, задавшись стремлением развивать в себе лидерские качества. Однако не всем это удается, да и не все качества можно развить с помощью тренинга.
СМИ формируют идеальный имидж политического лидера для конкретной социальной группы, при этом искусно пряча его негативные черты.
Например, имидж Ленина формировали с использованием всех доступных технологий того времени, это и листовки, и концерты, это литературные посвящения[1]. Выступления Ленина перед целевой аудиторией демонстрируют его высокий профессионализм и отличное владение залом
Ярким историческим примером является образ И. Сталина. Троцкий утверждал, что псевдоним Иосифа Джугашвили происходит от слова «сталь». Трудно возразить, зная историю нашего государства, основным элементом имиджа тоталитарных структур был металл сталь. Например, роман «Как закалялась сталь» Н. Островского или выражения «железная дисциплина», «железная воля вождя» только дополняют образ власти того времени.
И. Сталин владел в совершенстве искусством создания и управления собственным имиджем, как во внутренней, так и внешней политических сферах. Во внешнем политике он сумел очаровывать западную литературную интеллигенцию (А. Барбюс, Л. Фейхтвангер и др.) [1].
У каждого политического лидера свои доминанты имиджа, которые и формируют его образ.
Визуальными атрибутами имиджа Сталина были френч, сапоги, усы и трубка. У Н. С. Хрущева — коктейль из лысины, ботинка на трибуне ООН, выражений «коммунизм» и «кузькина мать». Л. И. Брежнев обладал внешностью оперного певца. Многочисленные ордена и густые брови дополняли артистическую атрибутику. У М. С. Горбачева доминировали особенности в поведении и речи. Однако основным брендовым компонентом было его родимое пятно. В речи М.С Горбачева присутствовали неправильные ударения типа «углубить». Какие внешние доминанты у В. В. Путина? Как таковых ярких черт и символической атрибутике при построении его имиджа нет. Каждый из электората выделяет свою доминантную черту, которая кажется для него базисной. Основная доминанта имиджа, как не парадоксальна — это, прежнего место, работы, и как частное — образ сотрудников данного направления деятельности — ФСБ, КГБ. Это связано, прежде всего, с основным направлением развития нашей страны и новым вектором формирования государственного внешнего образа. Это уже не только валенки и медведи, гуляющие по Красной площади, это сильная страна, постепенно завоевывающая отдельные отрасли мировой экономики. Да, бесспорно, для международного сообщества, выгодно, представлять Россию как отсталую ресурсную страну, из которой можно качать дешевое сырье и ей же продавать втридорога готовый продукт. Но сейчас ситуация постепенно меняется.
Существует многокомпонентная взаимозависимость между изменениями в имидже политического лидера и динамикой уровня легитимности политической власти. Как только уменьшается эффективность построения имиджа политического лидера, так сразу же снижается уровень легитимации власти.
В информационном современном обществе, где знания и информация становятся приоритетным властным ресурсом, политическая коммуникация, ее формы, средства и содержания, выходят на первый план в системе средств и механизмов легитимации политической власти, которая происходит в системе элементов формирования политического имиджа.
Использование манипулятивных возможностей СМИ позволяет моделировать, структурировать и улучшать процесс построения образа политика как фактора легитимации политической власти. Современные манипуляции происходят на подсознательном уровне электората, что не вызывает отторжения и бунта. Общество становится равномерной серой массой, которой можно формировать сознания и руководить векторами движения. А те, отдельные единицы, которые не были подвластны влиянию, стерты с политической арены.
Таким образом, в настоящее время в российском обществе преобладает имиджевая легитимация власти.
Однако она недолговечна и ограничивается периодом дееспособности определенного лидера. Остается вопрос, когда уйдет Путин, что или кто будет.
- Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
- Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121–123
- Лебон Г. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995
- Маринова В. Л., Огарев А. В., Понеделков А. В. Политическое лидерство: социол. анализ. Ростов н/Д: Литера-Д., 1993. С. 69.
[1] В. Маяковский («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»). С. Туликов («Он сказал, что на земле мы построим людям счастье»).
Имидж политических лидеров: структура и механизм формирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:40, контрольная работа
Описание
Целью моей работы является рассмотреть вопрос, связанный с формированием имиджа политического лидера.
Исходя из цели, следует рассмотреть следующие задачи:
1) определить понятие политического имиджа;
2) проанализировать структуру политического имиджа;
3) рассмотреть современные технологии формирования политического имиджа.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Имидж политического лидера……………………………………………………………..4
2. Типы политических лидеров………………….…………………………………………. 7
3. Разнообразие структур политического имиджа………………………………….………8
4. Современные технологии формирования имиджа политического лидера…………….11
Заключение………………………………………………………………………..…………..14
Список используемой литературы…………………………………………………………..15
Работа состоит из 1 файл
гоотовый реферат (имидж политического лидера).docx
- Разнообразие структур политического имиджа
Говоря о генезисе имиджа, ученые выделяют два основных механизма формирования политического имиджа: «стихийный» и «искусственный».
В первом случае подразумевают естественное формирование политического имиджа «в головах» избирателей, происходящее с помощью социально- перцептивных механизмов восприятия.
Под «искусственным» подразумевают такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредовано, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области PR или самим политиком (который хочет целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе).
При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия – интроверсия и др.
На стадии первого впечатления создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный – непривлекательный, добрый – злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж — это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сегодня сформировались следующие основные типажи политиков [1]:
1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист).
Примеры — Г. Явлинский, Р. Хасбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров.
Примеры — Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков.
3. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист).
Примеры — Г. Явлинский, Р. Хасбулатов, Ю. Лужков.
Примеры — В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов
4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник).
Примеры— Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев, М. Николаев (Президент Якутии).
5. Силовик (генерал).
Примеры — А. Лебедь.
6.Технократ (менеджер западного типа).
Примеры — А. Чубайс, С. Кириенко.
Примеры — Б. Березовский.
8. Экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т.п.).
Примеры – И. Кобзон.
В основе дальнейшего формирования имиджа лежат широко описанные в социально-психологической литературе механизмы (установки, стереотипизации, идентификации, физиогномической редукции и др.) и эффекты («ореола», «первичности» и «новизны», «пигмалионна» и др.). Типичным, например, является действие механизма стереотипизации, проявляющемся в отнесении политика к определенной социальной категории и приписывании ему всех ее типичных особенностей. Так политический деятель, указывая свою профессию, неизбежно актуализирует у населения существующее мнение о представителях данной профессиональной сферы.
На формирование имиджа оказывают влияние существующие у населения коммуникативные барьеры, фильтры («доверия» и «недоверия»), степень согласованности всех вербальных и невербальных аспектов коммуникации. Все эти явления универсально влияют на «естественный» процесс познания людьми друг друга и тем самым – на формирование имиджа политика также.
Можно выделить три точки зрения мнения на природу сущности политического имиджа[1],[3]. Первая состоит в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая – имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость, как от реальности, так и от целенаправленного формирования.
Имидж политика – это сформированный у избирателей образ, являющийся результатом его непосредственного восприятия, его политической деятельности и продвижением в результате PR- деятельности в СМИ. Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы (Е.В. Егорова, О.В. Иванникова, А.И. Ковлер, Г.Г. Почепцев, Е.Б. Шестопал и др.) предлагают различные варианты трактовки его составляющих.
По мнению известного политолога Е.В. Егоровой, можно говорить о его трехкомпонентной структуре. Первой составляющей структуры имиджа становятся персональные характеристики его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей компонентой имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета[1].
В работах другого не менее известного автора Г.Г. Почепцева выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, т.к. их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно [4].
В работе социального психолога О.В. Иванниковой предложена четырехкомпонентная модель структуры имиджа личности политического лидера, где включены моральные, деловые качества, качества сильного лидера и качества заботливого лидера[1]. Автором выделены три основные факторы формирования имиджа политика.
Первый фактор – реальные особенности политика: внешние данные, привлекательность, возраст, здоровье, манера одеваться, жесты, мимика, наличие или отсутствие харизмы, темперамент, характер, способности, а также особенности мотивации участия в политической деятельности. Не менее важны: политическая позиции (принадлежность к той иной партии, движению), предвыборная программа и деятельность политика.
Второй фактор формирования имиджа политика образует способ и формы получения информации о деятельности и личности политика. Важно соотношение информации и ее непротиворечивость при поступлении по каналам межличностного взаимодействия, получения от PR-воздействий и от независимых СМИ, а также расхожих суждений, слухов, сплетен и т.д.
Третий фактор – особенности электората в конкретной социальной ситуации развития общества. Здесь важны особенности менталитета в целом, текущие социальные ожидания, преобладающие настроения, состояние социального самочувствия в обществе. Важным является идеализированное представление о подходящем на определенную должность кандидате, соотношение с ним формируемого образа может, как усилить, так и уменьшать привлекательность и повышать шансы на успех кандидата [1].
- Современные технологии формирования имиджа политического лидера
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управления имиджем как технологии формирования общественного мнения по отдельным вопросам деятельности учреждения и профессиональной подготовки, рекламе, эффективного взаимодействия со сторонними организациями, прессой, телевидением и т.д.
Назначение мероприятий по созданию управляемого имиджа в целом – повышение конкурентоспособности политика или организации. Считается, что PR – технологии направлены на достижение пяти основных целей:
- Позиционирование;
- Возвышение имиджа;
- Снижение имиджа конкурентов;
- Отстройка от конкурентов;
- Контрреклама.
Позиционирование включает констатирование своего существования, создание и поддержание понятного окружению имиджа. Отсутствие такой деятельности у объекта восполняется стихийным формированием имиджа. Мероприятия по возвышению имиджа способствуют «раскрутке» объекта. При взаимодействии с прессой и представителями других общественных и административных учреждений объекту не просто создается положительный образ, а часто имидж более значительный, чем это есть на самом деле. Снижение имиджа конкурентов – предполагает введение сомнения в верности информации, известной о конкуренте, выявление противоречий в его имидже. Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвышения своего имиджа при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной. Это могут быть как сравнительная информация, показывающая насколько мы лучше их, так и суждения на тему: «Ну что тут сравнивать!».
Контрреклама – может происходить по-разному, но в любом случае в основе лежит выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны.
В основе всех имидж – технологий и PR лежит современная социальная и политическая психология, а именно психология социального познания, психология влияния, психология рекламы, психология управления, политическая психология, психология масс и др. Таким образом, искусство формирования имиджа любого уровня основывается на закономерностях, изучаемых в социальной психологии, в целом, и в политической психологии, в частности.
Решение проблемы управления имиджем в политических коммуникациях должно опираться на ряд особенностей формирования политического имиджа в конкретных культурно – исторических условиях развития общества в России. В первую очередь, дефицит информации о реальных качествах политика, распространенность дезинформации в СМИ и в каналах «сарафанного радио». Во-вторых, недостаточное адресное поступление информации к аудитории, наличие «фильтров недоверия» в отношении различных форм предвыборной агитации и пропаганды. В-третьих, необходимость непротиворечивости доступной для электората информации при поддержании сформировавшего позитивного имиджа. В-четвертых, учет механизмов взаимосвязи различных политических идей.
Технология формирования имиджа политического лидера должна основываться:
- На понимании сущности феномена имиджа;
- На учете особенностей политика;
- На учете особенностей той группы, на которую имидж направлен. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политического лидера) необходимо ориентироваться на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж политика [5].
В политической практике управление имиджем включается в предварительно разработанную программу действий в той или иной мере связанную с выборами.
Для составления такой программы осуществляется изучение контингента, «целевой аудитории» имиджа. Это осуществляется с помощью социологических и социально – психологических методов изучения представлений, мнений и других проявлений массового сознания, поведения экспертных опросов, фокус – групп и др., а также наблюдения. С помощью этих методов «вычисляется» идеальный образ для данной аудитории.
Следующий важный компонент сбора необходимой информации – составление психологического портрета личности политика, для актуализации наилучших их черт или затушевывание негативных. Наиболее распространенными методами исследования личности политических лидеров является: контент-анализ их текстов, анализ личных документов и биографии, составление психологических профилей, интервью, опросники, проективные методики и т.п.
Далее необходимо определить к какому типу лидерства относится данный политик, и какие архетипы задействуются. На этой основе строится стратегия подачи (презентации) и самоподачи (самопрезентации) имиджа политического лидера, т.е. определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания. Для актуализации определенного архетипа необходимо, чтобы конкретный кандидат предъявил такие черты, которые позволили бы его идентифицировать с одним из архетипов. Биография и сама логика поведения политика должна быть подана через призму архетипа.
В политической имиджелогии выделяются следующие архетипные образы: «мудреца», «воина-защитника» («доброго молодца»), «доброго царя-кормильца», «слуги народа» («борца за справедливость»), «былинного богатыря», «аскета», «святого» и т.д.
Необходимо изучать политическую ситуацию и конкурентов. Это дает возможность создать яркий контраст, выделиться из «толпы» конкурентов в соответствии с требованиями сегодняшних реалий. Изучение этих аспектов создает «эффективный» имидж, учитывающий особенности населения, политической ситуации и самого политика.
Существующие в литературе различные модели технологии формирования имиджа позволяют выделить основные этапы его формирования, в которые учитывают перечисленные особенности. На первом этапе определяются свойства, которые отличаю данного лидера от других. На втором этапе подчеркиваются характеристики, которые приближают политического деятеля к «народу» (активизируется механизм идентификации и отнесения его к категории «свой»). На третьем этапе приближают объект имиджирования к стереотипу «идеального лидера». На четвертом – развивают способности политика как оратора, добиваясь согласованности вербальной и невербальной информации. На пятом этапе – вызывается интерес средств массовой коммуникации. Далее составляется программа встреч с электоратом. На седьмом – создается контр – технология с негативной информацией, технологии изменения негативных характеристик имиджа.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить важность профессионального управления политическим имиджем. Имидж в современной России уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения. Важно также формировать имидж окружения (например, имидж органов власти, если это президент).
Курсовая по PR “Формирование имиджа политика”
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:47, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является анализ формирования имиджа политического лидера на примере премьер-министра РФ Д.А. Медведева.Цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие «имидж политического лидера»;
2) раскрыть коммуникативную структуру имиджа политика;
3) изучить технологию формирования политического имиджа средствами PR;
4) выявить специфические особенности имиджа политиков в России и за рубежом;
5) рассмотреть характерные черты работы пресс-службы Президента со СМИ;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
1 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.1 Понятие «имидж политического лидера» ……………………………………..5
1.2 Структура имиджа политика …………………………………………………. 9
1.3 Технология формирования политического имиджа средствами PR ……….16
1.3.1 Технологии продвижения персональных качеств ……………………. 18
1.3.2 Технологии продвижения социальных качеств …………………………20
1.3.3 Технологии продвижения символических качеств …………………….. 21
1.4 Специфические особенности имиджа политиков в России и за рубежом ………………………………………………………………………………………25
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 33
2.1 Работа пресс-службы Президента по построению благоприятных отношений со СМИ ………………………………………………………………..33
2.2 Взаимосвязь имиджа руководителей России и политического образа страны ………………………………………………………………………………………37
2.3 Сравнительный анализ имиджа политических лидеров на примере Д. Медведева и В. Путина ………………………………………………………. 43
2.4 Разработка рекомендаций по улучшению имиджа Д. Медведева ………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Прикрепленные файлы: 1 файл
КУРСОВАЯ.docx
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.1 Понятие «имидж политического лидера» … …………………………………..5
1.2 Структура имиджа политика …………………………………… ……………. 9
1.3 Технология формирования политического имиджа средствами PR ……….16
1.3.1 Технологии продвижения персональных качеств ……………………. 18
1.3.2 Технологии продвижения социальных качеств …………………………20
1.3.3 Технологии продвижения символических качеств …………………….. 21
1.4 Специфические особенности имиджа политиков в России и за рубежом …………………… …………………………………………………………………25
2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 33
2.1 Работа пресс-службы Президента по построению благоприятных отношений со СМИ ……………………………………………………………….. 33
2.2 Взаимосвязь имиджа руководителей России и политического образа страны …………………………………………………………………………… …………37
2.3 Сравнительный анализ имиджа политических лидеров на примере Д. Медведева и В. Путина ……………………………………………………….. .43
2.4 Разработка рекомендаций по улучшению имиджа Д. Медведева ………….52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Новогоднее обращение В.В. Путина (2009 г.) 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Новогоднее поздравление Д.А. Медведева 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Биография-анонс Д. Медведева 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Поздравление Б. Обамы с победой на выборах 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Заявление о трагедии в Крымске 68
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях российской действительности актуальными остаются вопросы соответствия имиджа политика ожиданиям населения, выявление критериев авторитетности политических лидеров, выработка стратегий формирования имиджа, адаптивность имиджа к изменяющимся условиям и, конечно же, информационная безопасность. В условиях трансформации российского общества имидж политического лидера представляет для исследователей особый интерес.
Становится все сложнее донести определенную информацию, послание до аудитории, рискуя, что оно затеряется в глобальном информационном пространстве. В этой ситуации имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации, являясь свернутым текстом, с помощью которого информация передается как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
Наука об имидже – имиджелогия возникла на пересечении многих наук как прикладная отрасль знания в ответ на изменения, происходящие в современном обществе.
Многие исследователи отмечают, что социальное знание об имидже правомерно соотнести с работами античных историков, однако фундаментальные исследования имиджа политического лидера начались только в XX веке.
Так, в работах зарубежных авторов в основном изучается воздействие имиджа на электоральное, потребительское поведение, а так же имидж исследуется как рекламная и пропагандистская технология. В рамках данного подхода следует отметить работы Гоулд Ф., Джеймс Дж., Дэвис Ф., Марлоу Ю. и др.
Актуальность темы курсовой работы развитием и влиянием средств массовых коммуникаций на социально-политические процессы, повышенной значимостью коммуникативного воздействия в избирательных кампаниях, формированием рынка политического консультирования в области имиджирования и недостаточностью теоретических исследований понятия имиджа политического лидера, а так же процесса его формирования.
Целью данной курсовой работы является анализ формирования имиджа политического лидера на примере премьер-министра РФ Д.А. Медведева.
Цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие «имидж политического лидера»;
2) раскрыть коммуникативную структуру имиджа политика;
3) изучить технологию формирования политического имиджа средствами PR;
4) выявить специфические особенности имиджа политиков в России и за рубежом;
5) рассмотреть характерные черты работы пресс-службы Президента со СМИ;
6) проследить взаимосвязь имиджа руководителей России и политического образа страны;
7) проанализировать имиджи политических лидеров на примере Д. Медведева и В. Путина
разработать рекомендаций по улучшению имиджа Д. Медведева.
Объектом исследования является имидж политического лидера.
Предмет исследования – анализ имиджа и деловой репутации политического лидера Д. Медведева.
Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Эти труды написаны выдающимися российскими политологами и экспертами по политтехнологиям (С.Марков, Д.Ольшанский, Е.Малкин, Е.Сучков, А.Максимов). Ко второй отнесены учебная литература: учебники и учебные пособия по связям с общественностью и политической психологи (авторы, выдающиеся специалисты в области рекламы и связей с общественностью А.Чумиков, Г.Почепцов, И.Викентьев). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И четвертая группа: перечень специализированных веб-сайтов.
В практической части будут рассмотрены этапы формирования имиджа Д. А. Медведева от момента появления его на политической арене до вступления в должность и функционирования в должности Президента Российской Федерации.
Курсовая работа включает в себя: введение, аннотацию, два раздела, заключение, библиографический список из 30 источников, 5 приложений. В первом разделе освещены вопросы теоретико-методологических аспектов политического имиджа. Во втором разделе показан процесс создания имиджа политического лидера.
1 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие «имидж политического лидера»
Имидж – категория, универсально применимая, к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета). А также: к торговой марке («Мерседес» – это не просто машина), к предметам (имидж брильянта), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов.
В коммерческой сфере имидж помогает продавать товары, передавать необходимую информацию потенциальным потребителям, формировать положительное отношение к той или иной фирме, компании, корпорации, товару. В социальной среде, имидж оказывает влияние на многие процессы: на поведение индивидов, на становление личности, на выбор профессии, так как имидж является категорией не только экономической, но и социальной.
Как свидетельствует ход событий политической истории, имидж (как идеализированный образ чего-либо или кого-либо) не является сегодняшним изобретением. В более раннее время были посвящены работы выдающихся мыслителей. Среди них – труды Н. Макиавелли “Государь”, Ф. Ницше “Так говорил Заратустра” и другие. Эти трактаты повествуют о тех чертах образа политика, наличие которых считалось необходимым во времена, современные авторам, или по собственному разумению авторов. В силу объективных причин они были лишены возможности полностью анализировать процесс формирования политического имиджа [3].
Одним из наиболее интересных и актуальных продолжает оставаться понятие «имидж политического лидера». На сегодняшний день в России существуют сотни различных консалтинговых агентств, групп политтехнологов, которые в числе своих услуг декларируют формирование имиджа политического лидера. Появились профессиональные ассоциации и объединения, нацеленные на повышение профессионального уровня имиджмейкеров. Формируется новое направление в теоретической науке под названием «имиджелогия». Тем не менее, имидж политического лидера продолжает оставаться одной из наименее изученных категорий, что прослеживается и в отсутствие устойчивого определения имиджа политического лидера.
У политики среди прочих свойств есть и такая неустранимая, естественная черта, как публичность. Имидж возникает только тогда, когда носитель имиджа становиться «публичным», т.е. когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия.
Проанализировав определения имиджа у различных авторов, можно отметить, что это явление достаточно сложное и неоднозначное. В большинстве изученных источников определения имиджа политического лидера идентичны друг другу.
Что же такое имидж? Дословно английское слово «image» переводится как образ.
По мнению одного из первых исследователей проблемы имиджа политика в постсоветских странах – Почепцова Г., имидж представляет собой «обращенное вовне «я» человека, так называемое его публичное «я». Автор поясняет, что за имиджем (т.е. публичным «я») может скрываться иное «я» [15].
Одно из наиболее содержательных определений политического имиджа встречаем у А. Максимова. Имидж, или образ кандидата, включает внешность, должность, профессию и программу кандидата, биографию, свершения, хобби, манеру вести беседу, комплекс убеждений, намерений и многое другое, а также «легенду» – реальные или мифологизированные события из жизни кандидата, которые делают его в общественном сознании более достойным высокой должности, чем остальные так называемые рядовые претенденты. Другими словами, образ кандидата – это публичная сторона его личности, обращенная к избирателям
Егорова-Гантман Е. и Плешаков К. дают более четкое определение имиджу политического лидера, который рассматривают как «специально создаваемый, преднамеренно формируемый политический образ для достижения поставленных целей».
Но, имидж политического лидера не ограничивается формированием исключительно политического образа. Что подразумевает под собой политический образ? Определенные политические взгляды, отношение к той или иной политической партии, идеологии и т.д. Но для избирателей также важен образ социальный (например, социальный статус политического лидера), образ личностный (например, его характер, харизматичность, внешний вид и т.д.). Таким образом, мы не можем ограничивать понятие имиджа политического лидера лишь конструированием политического образа.
Шерова Л. в одной из своих работ называет имидж стереотипом: «Мы живем стереотипами и общепринятыми правилами и нормами. Один из таких стереотипов – имидж, во многом являющийся плодом нашего воображения, которое подталкивают или стимулируют различные факторы».
Имидж динамичен, поскольку зависит от многих факторов, он постоянно изменяется и адаптируется к новым условиям, в отличие от стереотипов. Имидж включает в себя не только реальные характеристики личности, но и целенаправленно формируемые – виртуальные. Стереотип нивелирует характеристики объекта, являясь его упрощенным образом, свернутым текстом [26].
Имидж политика сам по себе явление целеполагающее, так как имиджмейкеры, как и сам политик, имеют некую цель, которой пытаются достичь с помощью имиджа. Например, целью может являться избрание политического лидера на тот или иной пост, таким образом, одной из задач выступает привлечение симпатий и голосов, определенных групп электората. Имидж же является одним из инструментов воздействия на потенциальные электоральные группы, и таким образом, способствует достижению цели.
Имидж – целенаправленно конструируемая коммуникативная структура, существующая в сознании социальных групп, и отражающая представления о политических, психофизиологических, социальных, и пр. аспектах личности, деятельности политического лидера. Имидж формируется и функционирует исключительно в результате и/или процессе взаимодействия политического лидера с социальными группами, адаптируясь к социально-политическому коммуникативному полю, и изменяясь под воздействием внешних и внутренних факторов.
Отделение имиджа политического лидера от репутации является существенной составляющей преодоления барьеров коммуникативного взаимодействия в политической коммуникации.
Ключевым в определении «имиджа» является слово «образ», в понятии «репутация» – слова «оценка», «мнение». Любой образ в индивидуальном или массовом сознании конкретен, уникален и, главное, целостен, несводим к отдельным составляющим. В этой связи правильнее говорить о деталях образа, а не о его составляющих.
Прежде чем создавать репутацию политического лидера, необходимо присутствие его публичного образа в сознании аудиторий. Репутация политического лидера складывается уже в процессе позиционирования публичного образа политического лидера в том или ином политическом, социальном контексте. Репутацию политического лидера можно улучшать, имидж – приводить в соответствие.
Таким образом, имидж политического лидера – это сознательно формируемый образ политика, для достижения поставленных целей. Имидж должен быть понят и положительно оценен той целевой аудиторией, на поддержку которой рассчитывает политик. Однако он не может создаваться как совершенно непривязанный к конкретной личности. Поэтому одним из важнейших вопросов становится создание такого имиджа политического лидера, который является с одной стороны, привлекательным для публики, а с другой – представляет собой оптимальный стиль для самого кандидата.
1.2 Структура имиджа политика
В научной литературе не существует единого понимания структуры имиджа политического лидера и его типов. В целом (независимо от классификаций), имидж политического лидера можно рассматривать в трех плоскостях:
Технологии формирования имиджа политического лидера
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Описание работы
В работе раскрываются понятия лидера, политического лидера, его имиджа. Рассмотрены виды и функции имиджа, технологии формирования имиджа политического лидера.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………. 5
1.1. Политический лидер и его функции в обществе……. 5
1.2. Типология политических лидеров……………………………. 8
1.3. Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………. 17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………………………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список использованных источников и литературы……………………………. 35
Работа содержит 1 файл
курсач.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт муниципального управления и сервиса
по дисциплине: «Управление общественными отношениями»
На тему: «Технология формирования имиджа политического лидера».
студентка гр. ГМУ 07-1
Глава 1. Политический лидер и его имидж………………………………………. 5
- Политический лидер и его функции в обществе……. . 5
- Типология политических лидеров……………………………. .8
- Имидж политического лидера: его свойства, функции и виды……12
Глава 2. Технологии формирования имиджа политического лидера в современной России…………………………………………. . 17
2.1. Основные факторы формирования имиджа политического лидера в России……………………………………………………………… ……………….17
2.2. Приемы и методы формирования имиджа политического лидера ……………………………………………………………………………… ……….21
Список использованных источников и литературы……………………………. 35
Результатом динамичного развития политического процесса в России за последнее десятилетие стало изменение политической системы, складывающееся реальное разделение трех ветвей власти, возрождение института общенародных выборов в обстановке плюрализма мнений, свободы прессы.
Однопартийная система уступила место многопартийной, при которой партии действуют в обстановке жесткой конкуренции между собой и лишены монополии на власть. Политика стала ареной публичной борьбы за власть между различными партиями и группами влияния. Важная роль в этой борьбе отводится избирателям, поэтому задачей политической партии или группы и представляющего ее лидера является завоевание их симпатий.
Поскольку избиратели плохо воспринимают обезличенные, абстрактные идеи, их носителем и выразителем на сцене публичной политики является политический лидер. Он воплощает в себе некий образ, который ассоциируется у населения с определенными проблемами и путями их разрешения.
Образ или имидж (от английского image – образ) политика является тем стержнем, на который нанизываются все происходящие с ним или вокруг него события, его высказывания, выступления и т.д.
Развитие средств массовой информации и политической коммуникации, а также методов изучения общественного мнения и целенаправленного воздействия на него сделали возможным сознательное формирование и коррекцию имиджа политического лидера в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами и настроением избирателей.
Формирование образа политика в глазах избирателей требует специальных знаний и технологий. Очевиден и тот факт, что современные методы воздействия на избирателей открывают дорогу различным манипуляциям общественным сознанием.
Грань между дозволенными рекламными трюками и манипулятивными методами столь тонка, что провести ее практически невозможно. Во многом это зависит от политической культуры страны и зрелости избирателей. Этическая сторона публичной политики в России еще не нашла должного отражения ни в периодических публикациях, ни в научной литературе, ни, что самое главное, на практике. Между тем, увлечение манипулятивными приемами с целью отвлечения внимания от сути происходящего и затушевывания реальных проблем становится все более очевидным и приобретающим опасные масштабы явлением. Все это обусловило выбор данной темы.
Создание имиджа политика не является открытием XX века. Однако лишь с развитием техники, появлением радио, телевидения, компьютерной техники, Интернета работа по созданию имиджа политика стала отдельной профессией, отраслью человеческой деятельности. Если Наполеон создавал свой образ для потомков, то сегодня имидж политика создается в считанные месяцы для решения конкретных задач (победа в округе, в регионе, в масштабах страны). Политическая жизнь сегодня очень быстротечна, политические лидеры национального масштаба практически ежедневно появляются на экранах телевизоров, подвергаются критике в прессе. Поэтому в современном демократическом обществе создание имиджа политика требует знания современных избирательных технологий, основ психологии и социологии. Кроме того, создание имиджа требует творческого подхода, изобретательности, воображения.
Объектом данной курсовой работы является имидж политического лидера в целом, а предметом – технологии (методы) формирования политического имиджа.
Целью работы является выявление механизмов формирования имиджа политического лидера в современной России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать определения понятиям политический лидер, политический имидж;
- выделить функции политического лидера;
- выявить типы лидеров;
- определить функции политического имиджа;
- рассмотреть структуру политического имиджа, его виды;
- изучить методы формирования имиджа политического лидера.
В качестве метода исследования был использован системный метод, так как именно он позволяет рассмотреть взаимосвязь между имиджом лидера и электоратом, структуру, типы, процесс формирования имиджа политического лидера и особенности его восприятия в России.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР И ЕГО ИМИДЖ
- Политический лидер и его функции в обществе
Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается в рамках таких дисциплин, как психология, социология, история, философская антропология и др.
Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация – в семье, в группе, в учреждении.
Политическое лидерство осуществляется в рамках политических отношений и политической системы общества, в рамках государства и других политических институтов – партий, движений, групп давления, и т.д. В качестве политических лидеров выступают президент, премьер – министр и члены кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость выдвижения и возвышения лидеров в политике.
Сама теория политического лидерства стала формироваться в период античности – именно тогда великий философ Платон, историки Геродот, Плутарх и Фукидид в своих произведениях уделяли политическим лидерам главное внимание, рассматривая легендарных героев, монархов и полководцев в качестве творцов истории. Значительный вклад в развитие представлений о роли лидера в политике внес итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли – в своем известном сочинении «Государь» он отождествил лидера с государем, скрепляющим своей властью общество и использующим любые (в том числе и безнравственные) средства для поддержания общественного порядка и сохранения государства [15]. Его практические рекомендации правителям государств высоко ценились и активно использовались О. Кромвелем, Наполеоном, Б. Муссолини и И. Сталиным.
Значительное влияние на современные концепции природы лидерства оказал французский социолог Г. Тард (1843 – 1904), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие [26].
В рамках же современной политической науки выделяются следующие основные подходы к определению природы политического лидерства:
- Лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж.Блондель) [3, с. 26.];
- Лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф.Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером;
- Лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на признание правомерности его руководства (В. Кац, Л. Эдингер);
- Лидерство как своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер, Н. Фролих и др.);
- Лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы – лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.
Одновременно в политологии существует ряд теорий, пытающихся определить основные факторы, лежащие в основе явления политического лидерства:
- Теория черт рассматривает политическое лидерство как порождение личных качеств самого лидера – ума, воли, энергии, организаторских способностей, компетентности и ответственности, которые и позволяют лидеру доминировать в группе. В то же время специально проведенные социологические исследования ставят данную теорию под сомнение, поскольку показали, что все вышеперечисленные черты являются качествами личности вообще.
- Ситуационная концепция рассматривает лидерство как порождение ситуации, требующей выдвижения личности с определенным набором качеств, способной решить стоящие перед обществом задачи (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер). Однако, по мнению критиков, данная теория заметно ограничивает самостоятельность лидера – в действительности он является не только порождением ситуации, но может встать над ней, направив события в желательное для себя русло.
- Теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера «делают» его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу – без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору.
- Наконец, психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) – именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями. Последователи Фрейда – ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др. выявили особый тип авторитарной личности, для которой власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от многочисленных собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Несмотря на ряд справедливо отмеченных моментов, подобное объяснение происхождения лидерства имеет слабодоказательный и субъективно – психологический характер, и едва ли поддается основательной проверке.
В числе основных функций политических лидеров выделяют:
- осуществление управления, которое подразумевает оценку ситуации, определение направления и программы деятельности, мобилизацию масс и конкретных исполнителей на их осуществление;
- интеграция общества, объединение людей вокруг своей личности, идей и программ;
- нахождение и принятие оптимальных политических решений – без этого нет руководителя, ни руководства;
- социальный арбитраж и патронаж – защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности;
- обеспечение коммуникации власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политики и власти;
- инициирование обновления, распространение в обществе оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на осуществление политических целей;
- легитимация строя – лидер делает существование политической системы и ее институтов законным в глазах граждан самим фактом своего присутствия в них (в качестве президента, министра, депутата, и т.д.).
- Типология политических лидеров
В последнее время наблюдается быстрый и качественный скачек исследований лидерства. Существование множества различных интерпретаций привело к необходимости упорядочивания понятия лидер. Для того чтобы более глубоко и научно изучить выбранную проблематику, необходимо рассмотреть типологию изучаемого объекта.
Одна из первых типологий (и наиболее влиятельная по сей день) была предложена М. Вебером. В её основе лежала классификация авторитета лиц, осуществлявших власть. Автор различал: 1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; 2) рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка; 3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает в критических ситуациях. Авторитет традиционного лидера опирается на многолетний обычай. Благодаря происхождению человек наделяется правом на лидерство. Для доиндустриального общества характерен именно такой тип лидерства.
Для индустриального общества характерно рационально-легальное или бюрократическое лидерство. В данной ситуации лидером становятся не в силу каких-либо личностных качеств (хотя лидер должен продемонстрировать определённый уровень своей компетентности), а с помощью законных процедур.