Лечение собаками, или канистерапия: что это такое и как проходит реабилитация детей с аутизмом?

Использование канистерапии в работе с расстройствами аутистического спектра.
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
rda.docx 20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование канистерапии в работе с расстройствами аутистического спектра.

Хованский Н. Б. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Ранний детский аутизм характеризуется трудностями установления эмоционального контакта, наличием стереотипного поведения и речевыми нарушениями. Расстройства аутистического спектра занимают достаточно большой процент среди причин обращения за канистерапевтической помощью. Однако реальный рост числа детей с расстройствами этой группы привёл к тому, что слово «аутизм» стало популярным и его стали употреблять без достаточных на то оснований. К данной группе нарушений порой ошибочно причисляют детей имеющих иные нарушения. Зачастую это связано с тем, что, во-первых, подобные термины употребляют неспециалисты на бытовом уровне, а во-вторых, дифференциальная диагностика не всегда оказывается точна. Ребёнку может быть сложно устанавливать контакт с людьми не только по причине сверхчувствительности и непониманием эмоций другого человека, но и по иным причинам, например непониманием речи как таковой, повышенной тревожностью, гиперактивностью. Установить причину, по которой возникают те или иные трудности всегда важно, но в данном случае это ещё и может оказаться достаточно сложным. Поскольку сложно понять состояние человека, если он не вступает в контакт со специалистом. Как пишет Ульянова И. К. «…одноразовое обследование ребенка, даже в щадящем режиме, не может дать окончательного представления о его интеллектуальном и психическом состоянии. Для уточнения диагноза необходим комплексный подход и динамичное наблюдение. Комплексное обследование ведется многими специалистами: психологами, дефектологами, логопедами, невропатологами, психиатрами.» [Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми газета “Педагогический поиск” , № 9, 1999 г].

В случае, когда речь идёт о расстройствах аутистического спектра, контакт ребёнка с взрослым человеком или другими детьми может оказаться травматичным по причине сверхчувствительности к той информации, которое несёт человеческое лицо и речь. Даже использование игрушек изображающих людей зачастую не принимается такими детьми. Собака же может выступить тем посредником между ребёнком и людьми, который поможет вовлечь ребёнка в совместную игру.

Как пишет Башина В. М. :« Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году» . [Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах]. Причины, по которым возникают нарушения аутистического спектра, остаются до конца неизвестными, но вероятно играют роль генетические факторы и особенности развития мозга. Можно предположить, что развитию человека как социального существа сопутствуют «перекосы» связанные с появлением чрезмерной чувствительности к тем сигналам, которые мы получаем от других людей. С одной стороны эмпатичность, способность чувствовать состояния других позволяет эффективно функционировать в социуме, с другой стороны общение между людьми может быть травматичным. Возможно, что если ребёнок изначально обладает излишней чувствительностью к социальным стимулам, то начинает уходить от общения, также как дети после психотравмы, чувствующие угрозу окружающего мира, могут замкнуться в себе, но с той разницей что в первом случае уход присутствует изначально, оказывается глубже, и затрагивает более широкий спектр психических процессов.

Так или иначе, человеческая фигура для детей с расстройствами аутистического спектра является стрессогенным фактором. В тоже время животное не вызывает таких сильных переживаний и по этой причине с собакой оказывается легче установить контакт, сформировать игровое взаимодействии. При этом собака является живым существом, она активна, она стремиться к общению, в отличие от игрушек, которые также можно использовать для того чтобы заинтересовать ребёнка и сформировать определённое взаимодействие. Общаясь с животным не обязательно использовать речь, страх перед которой может присутствовать у ребёнка, таким образом, оказывается возможным играть при минимальном количестве факторов вызывающих тревогу или страх.

При работе с расстройствами аутистического спектра особенно важен период адаптации, в процессе которого ребёнок привыкает к кабинету, специалисту, животным, игрушкам и т. д. В этот период желательно чтобы активность специалиста была минимальна, поскольку чрезмерная активность может испугать ребёнка. При этом необходимо создавать предпосылки для общения между ребёнком и собакой. Животное должно находиться вблизи от ребёнка, но при этом не зажимать его в углу кабинета, не создавать ощущение давления, нарушения безопасности. «Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы…». [Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.].

Наличие стереотипий у детей с расстройствами аутистического спектра можно использовать для формирования игрового взаимодействия на начальном этапе. В качестве такового можно использовать кормление собаки, при этом, как правило, проще кормить, кидая кусочки корма в миску, а не из руки, поскольку ощущения от мокрого собачьего языка могут быть неприятны ребёнку. Ещё одним вариантом стереотипной игры с собакой может быть кидание игрушки и принесение её собакой обратно. Поначалу может оказаться сложным для ребёнка забрать игрушку и начать можно только непосредственно с броска ребёнком мячика или верёвочки. Третьим вариантом игры может быть причёсывание собаки, при успешности эта игра может быть усложнена до игры в «парикмахерскую» с причёсыванием животного, выбором заколок и ленточек, украшением собаки.

Тем не менее, подбирать упражнения и их сложность в данном случае особенно важно индивидуально, поскольку к группе расстройств аутистического спектра относятся очень разные дети, с разным уровнем развития, разными перспективами и разными причинами имеющихся нарушений. Так же важно не торопиться, поскольку попытавшись форсировать события можно напугать ребенка, в результате чего он замкнётся и работу придётся начинать сначала, но уже сложнее, поскольку имея травматичный опыт, ребёнку будет труднее пойти на контакт.

Так же есть ещё одна особенность канистерапии о которой стоит упомянуть: спектр эмоций у животных уже чем у людей, поэтому понимание эмоциональных состояний, которое представляет трудности для детей с расстройствами аутистического спектра, в данном случае оказывается более доступно. Выражение эмоционального состояния у людей сопряжено, в первую очередь с мимикой лица, у собак же такие эмоции как радость, грусть, злость или страх выражаются более крупными двигательными актами и поведением в целом. То есть если собака весёлая и хочет играть, она бежит за мячиком, прыгает, если грустная, то лежит, может скулить. Такое выражение эмоциональных состояний гораздо более наглядно, чем выражение эмоций на лице человека. При этом количество состояний, между которыми ребёнку приходится находить различия меньше, а значит и понимание этих состояний оказывается проще.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что использование канистерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, оказывается достаточно эффективным. В данном случае имеет основное значение то, что, во-первых, животное оказывает менее стрессирующее воздействие, по сравнению с человеком. Во-вторых, обладает более узким спектром эмоций и простотой их выражения. Наряду с тем, что собака, как правило, интересна для ребёнка, это позволяет сформировать основу для включения ребёнка в социум, дать ему представления об основных эмоциях и помочь научится воспринимать их.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с
  2. Ульянова Р.К Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми газета “Педагогический поиск” , № 9, 1999 г
  3. Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. —— М., 1993. — С. 154-165

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Ирина Харламова-Щербак
Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Канистерапия (от латинского canis — собака) — терапия с использованием собак. Канистерапия является одним из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. По мнению специалистов, такие занятия улучшают процесс обучения и способствуют реабилитации. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.

Собаки благоприятно влияние на интеллектуальное развитие детей:

– являются источником знаний о природе. Ребенок видит животное – он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение;

-являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой.Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д. ;

– являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости (собака виляет хвостом – хочет поиграть);

– источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.

В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Именно поэтому, в нашей работе ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака – партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус.

Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми — это не просто общение с собакой. Как уже отмечалось ранее, пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным уже само по себе является терапевтичным, но в данном случае эффект усиливается и становится управляемым и прогнозируемым в связи с тем, что структура занятия продумывается и разрабатывается, опираясь на психологические особенности ребенка. Каждое упражнение имеет свое значение, свою конкретную цель и свой эффект.

На обычных коррекционных занятиях трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной работе это возможно, преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака.

На таких занятиях взаимодействие с животными происходит в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Дети просто играют, играют в дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т. к. взаимодействие строится на эмоциональном порыве.

Дети охотно общаются с собаками, т. к. для детей объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у него появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Важно отметить, что дети общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.

Благоприятное воздействие канистерапия оказывает на развитие когнитивной сферы ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению.

Особую ценность данные занятия представляют для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением, депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.

Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, занятия канистерапией позволяют закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие.

Целью занятий для детей с нарушением координации движений является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция.

Специфика данных занятий состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, имеющих минимальные неврологические патологии, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Терапия проводится как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике.

На занятиях используются самые различные приемы: игры, сказкотерапия, арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т. д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес. С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей.

Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные плакаты, игрушки, кинологическое снаряжение (расчески, поводки и т. п.).

Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, доверие к окружающим. У детей раннего возраста достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий,

Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования.

Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка.

Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время,

Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Но все они направлены на развитие процессов способствующих более успешному овладению речью.

Коррекцияносит комплексный характер и включает в себя следующие этапы:

— проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами о целях коррекционных занятий;

— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;

— формирование позитивного эмоционального фона для проявления психической и моторной активности;

— развитие координации движений через развитие крупной и мелкой моторики;

— развитие предпосылок к овладению речью и собственно речевое развитие детей;

— создание атмосферы глубинного взаимодействия собаки и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;

— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками;

— уменьшение случаев нарушения поведения.

Перед началом занятий проводится разъяснительная работа родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.

Главным принципом работы с детьми раннего возраста можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. Уровень доверия к взрослым у таких детей достаточно низкий, адаптация ко всему новому занимает длительное время, при взаимодействии с собакой дети раскрываются гораздо быстрее.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Таким образом, применение канистерапии как вспомогательного психотерапевтического средства при работе с детьми, имеющих различные неврологические патологии, оказывают благотворное влияние на их умственное, психическое, эмоциональное, моторное и речевое развитие.

Статью подготовила Харламова Ирина Юрьевна МДОУ д/с №5

Коррекционно-развивающее занятие «А мы многое умеем!» Коррекционно-развивающее занятие «А мы многое умеем!» Цель: Развитие познавательной активности и повышение мотивации к обучению в школе.

Коррекционно-развивающее занятие для родителей Участниками данного коррекционно – развивающего занятия являются семьи, которые по результатам диагностики показали неблагоприятный морально.

Коррекционно-развивающее занятие «Простое предложение» Тема: «Простое предложение» Цель: Повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст». Задачи: Развитие.

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие во времени» Программные задачи: 1. Закреплять умение зрительно обследовать предметы. 2. Учить классифицировать дома по их основным признакам. 3. Развивать.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми 6–7 лет с ОВЗ «Защитники Отечества» c использованием СОТ 1. Задачи Коррекционно- образовательные: Активизировать обобщающее понятие «Армия». Закреплять навыки словообразования и словоизменения.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора-присосок с детьми 2–3 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию коррекционно развивающее занятие с использованием конструктора –присоски.

Коррекционно-развивающее занятие с ребёнком раннего возраста Цель: развитие познавательных психических процессов, коммуникативных и игровых навыков у ребёнка раннего возраста. Задачи: 1. Создать положительно.

Коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ОВЗ в игровом взаимодействии Задачи: развивать межполушарное взаимодействие, межанализаторные связи, произвольную вестибулярно – моторную активность; ориентировку в.

Коррекционно-развивающее занятие с элементами Эбру Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами -психологами в сфере образования для коррекции психологического.

Коррекционно-развивающее занятие психолога с учениками 1 класса Коррекционно-развивающее занятие в 1-и классе НОДА на тему: «Я – уже ученица и я учусь учиться и развивать свои возможности и познавательные.

Обоснование применения канистерапии в комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малыгина В.И., Файер М.Г., Малыгин В.Д.

Исследована эффективность влияния реабилитационного комплекса на психосоматическое здоровье детей 4-5 лет с РАС. В качестве средств реабилитации применялся массаж и различные формы ЛФК, в основной группе, дополнительно, канистерапия . Установлено, что комплексная реабилитация способствовала повышению психосоматического здоровья детей с РАС. Дополнительное применение канистерапии обеспечило более выраженную эффективность реабилитационных мероприятий.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малыгина В.И., Файер М.Г., Малыгин В.Д.

Текст научной работы на тему «Обоснование применения канистерапии в комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Биология. Химия. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 44-52.

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КАНИСТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО

Малыгина В. И.1, Файер М. Г.1, Малыгин В. Д.2

‘Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

2ФГБНУ «Агрофизического научно-исследовательского институт», Санкт-Петербург,

Исследована эффективность влияния реабилитационного комплекса на психосоматическое здоровье детей 4-5 лет с РАС. В качестве средств реабилитации применялся массаж и различные формы ЛФК, в основной группе, дополнительно, – канистерапия. Установлено, что комплексная реабилитация способствовала повышению психосоматического здоровья детей с РАС. Дополнительное применение канистерапии обеспечило более выраженную эффективность реабилитационных мероприятий. Ключевые слова: аутизм, синдром Аспергера, синдром Каннера, расстройство аутистического спектра (РАС), поведенческая терапия, канистерапия, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Аутизм представляет собой серьезное расстройство психики, которое в значительной степени снижает уровень адаптации взрослых людей и их социализацию в окружающем мире. Аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом. Об этом свидетельствует мировая статистика. Более 80 % детей с аутизмом — инвалиды. И это не может не беспокоить. В раннем возрасте это заболевание довольно сложно диагностировать. Это связано с тем, что различные моторные и речевые особенности поведения ребенка можно отнести за счет возраста и особенностей характера [1]. Установлено, что если вовремя заметить болезнь и начать реабилитацию, во взрослом возрасте таким людям будет легче взаимодействовать с окружающим миром [2].

Целью настоящего исследования явилось исследование эффективности реабилитационных мероприятий для улучшения психосоматического здоровья детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследовательская часть работы проводилась на базе ГБУ РК «Центр социального обслуживания граждан и инвалидов» в течение 3 месяцев. В исследовании принимали участие 20 детей с РАС в возрасте от четырех до пяти лет.

Основные синдромы – Каннера и Аспергера легкой степени выраженности. Дети были разделены на контрольную и основную группы по 10 человек в каждой. В обеих группах в качестве средств реабилитации применялся массаж, лечебная гимнастика, подвижные игры, танцевальная терапия (музыкальная ритмика) [3], артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия. В основной группе, помимо этого, применялась канистерапия. Канистерапия – нетрадиционная психотерапевтическая методика реабилитации, для которой используются специально отобранные животные. Терапия при помощи собак заключалась в непосредственном наблюдении и тесном контакте больного через общение, кормление, игры и уход за этими животными. В работе использовались собаки Крымского кинологического центра в сопровождении волонтеров, занятия проводились 2-3 раза в неделю [4, 5]. Для оценки эффективности реабилитации у детей оценивали уровень физического развития, функциональные показатели дыхательной, сердечно-сосудистой систем, двигательные возможности, психологические показатели. Был проведен нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений у детей в процессе реабилитации (модификация метода Г. Ломакиной, 2013) [6]. Диагностика развития мелкой моторики рук была проведена по методике Гончаренко О. Н. [7]. Для оценки вербальной креативности был использован тест «Назови картинку» [8]. Также проводилась оценка функции речи: оценивался словарный запас, разборчивость речи, адекватность интонаций, темпа; наличие эхолалий и др. нарушений. Уровень тревожности определяли по Р. Тэммл, М. Дорки [9]. Также проводили тест АТЕК для оценки динамики и выявления проблем детей с аутизмом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка уровня физического развития детей при помощи центильных таблиц показала, что до курса реабилитации исходный уровень физического развития детей примерно в половине случаев был незначительно ниже нормы. Очевидно, что программа реабилитации, связанная с повышением двигательной активности, способствовала гармонизации физического развития (рис. 1, 2). Сравнение данных 2-х групп детей после реабилитации показало, что в обеих группах имеет место улучшение антропометрических данных. Однако учитывая, что в контрольной группе исходный уровень физического развития был немного выше, несмотря на одинаковый конечный результат, эффективность реабилитации в основной группе будет незначительно выше.

Измерение экскурсии грудной клетки (ЭГК) у детей обеих групп до реабилитационных мероприятий выявило низкий результат. Курс реабилитации изменил изучаемые показатели: в контрольной группе рост составил 50 %, в основной – 88 %. При этом ЖЕЛ у детей первой группы вырос на 7 %, второй – на 10,4 % (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все занятия ЛФК включали элементы игры, способствовали не только физическому, но и речевому развитию, когнитивному, коммуникативному. В

процессе артикуляционной гимнастики и пальчиковой терапии дети осваивали двигательные и речевые навыки, учились познавать свойства предметов, описывать их [12-14]. Средства арт-терапии дополняли эти методики: рисование, лепка, терапия песком. Эти ежедневные занятия расширяли кругозор детей, стимулировали развитие речевых зон мозга и ВНД в целом. Все это в конечном счете способствовало коррекции поведения. Установлено, что мозг человека (и особенно ребенка) обладает огромными компенсаторными возможностями. Цель реабилитации – в активации этих возможностей. В нашем исследовании в поведении детей обеих групп заметна положительная динамика вследствие реабилитационной программы.

В основной группе, где использовалась канистерапия на фоне других средств реабилитации, ряд показателей продемонстрировал большую эффективность. Координации движений – на 15 %, уровня воображения – на 16 %, речевого развития – на 18 %, теста АТЕК – на 11 %, пробы Штанге – на 10 %, экскурсии грудной клетки – на 10 % достоверно выше, чем в контрольной группе.

Известно, что у детей с аутизмом часто встречается эмоциональная депривация. Она сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, депрессивными состояниями, асоциальным поведением. Общение с животными помогает таким детям в развитии эмоциональной сферы, что дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний. Взаимодействие с собакой показано детям с РАС в связи с тем, что это способствует более быстрому налаживанию эмоционального контакта и доверительных отношений. Это повышает уровень ответственности, самостоятельности и «взрослости» детей. Это очень важно для детей с аутизмом, т. к. эти дети характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей [15, 16].

1. В результате проведенных мероприятий у детей обеих групп повысился уровень физического развития, улучшилось функциональное состояние кардио-респираторной, вегетативной нервной системы, повысился индекс межсистемных отношений.

2. Курс реабилитации способствовал улучшению двигательной координации, в том числе мелкой моторики.

3. У детей обеих групп изменились психологические показатели: вырос уровень речевого развития и воображения, снизился индекс тревожности, тест АТЕК показал значительное улучшение (показатель приблизился к норме).

4. Комплексная реабилитация детей с РАС с использованием средств ЛФК, массажа, музыкальной ритмики и арт-терапии способствовала повышению психосоматического здоровья у детей. Дополнительное применение канистерапии обеспечило более высокую эффективность реабилитационных мероприятий.

1. Башина В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. – М.: Медицина, 1999. – 236 с.

2. Каган В. Е. Аутизм у детей / В. Е. Каган. – Л.: Мед-на, 1981. – 126 с.

3. Завьялова В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое рук. / В. Ю. Завьялова. -Новосибирск: Наука, 1995. – 148 с.

4. Канистерапия и аутизм. Помощь детям с аутизмом. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fl-life.com.ua/ wordpress/archives/tag/канис-терапия-и-аутизм (дата обращения: 05.01.2016).

5. Приемы канис-терапии при работе с пациентами. [Электронный ресурс] – Режим доступа: forum.fes-russia.ru/images/priemi-kanis.doc (дата обращения: 03.03.2016).

6. Ломакина Г. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой / Г. Ломакина. – М: Центрполиграф, 2009. – 192 с.

7. Гончаренко О. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/430533 (дата обращения: 12.02.2016).

8. Данилов С. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kama-rest.ru/psihologicheskie-metodiki/diagnostika-voobrazheniya-u-detey-5-let/ (дата обращения: 15.04.2016).

9. Шанько Г. Г. Неврология детского возраста / Г. Г. Шанько, Е. С. Бондаренко. – Минск: Высшая школа, 1985. – 343 с.

10. Начальные этапы работы с неговорящими (запуск речи) [Электронный ресурс] / Семинар по методике Новиковой-Иванцовой Т. Н. Часть 1. – Режим доступа: http://logosystem.ru/novikova-tn-vebi. (дата обращения: 25.01.2016).

11. Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем. [Электронный ресурс] – Режим доступа: stopautism.ru/тест-атек/ (дата обращения: 09.01.2016).

12. Шрам Р. Детский аутизм и АВА. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – М.: Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.

13. Арт-терапия при аутизме. [Электронный ресурс] / Опубликовано 16th April 2014 – Режим доступа: alsariyababy (дата обращения: 15.01.2015).

14. Вялова Л. Основные виды терапии аутизма [Электронный ресурс] //Терапия для аутистов. -Режим доступа: http://semjadom.ru/terapiya/osnovnye-vidy-terapii-autizma.html (дата обращения: 05.02.2016).

15. Канистерапия: собаки-терапевты лечат людей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// happy-womens.com/kanis-terapiya-sobaki-terapevtyi-lechat-lyudey.html#a_menu (дата обращения: 19.02.2016)

16. Канистерапия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://autism.com.ua/therapy/alternate/ kanistotherapy.html (дата обращения: 05.01.2016).

JUSTIFICATION OF CANISTHERAPY THE COMPLEX REHABILITATION OF

CHILDREN WITH ASD

Malygina V. I.1, Fayyer M. G.1, Malygin V. D.2

1V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation 2FGBNU “AgrophysicalResearch Institute”, St Petersburg, Russian Federation E-mail: aloenika@rambler.ru

Autism is a severe mental disorder, which significantly reduces the level of adult adaptation and socialization in the world. Autism is one of those diseases which are progressing from year to year. This is evidenced by the world statistics. More than 80 % of children with autism – people with disabilities. And it can not but be concerned. At an

early age the disease is difficult to diagnose. This is due to the fact that the various motor and speech features of the child’s behavior can be attributed to the age and nature of the features [1]. It was found that if the time to notice the disease and begin rehabilitation in adulthood such people will be easier to communicate with the outside world [2].

The aim of the study was: to investigate the effectiveness of rehabilitation measures to improve the psychosomatic health of children with autism. The research part of the work carried out on the basis of SBD RK social service center and disabled people, for 3 months. The study involved 20 children between the ages of four to five years, with autistic spectrum disorder (ASD), a mild degree.

In both groups, as a means of rehabilitation applied massage, medical gymnastics, outdoor games, dance therapy, articulation exercises, finger gymnastics, art therapy [3]. In the study group, in addition, used Canistherapy. Therapy using dogs was direct observation and close contact of the patient through communication, feeding, play and care for these animals. We used the Crimean dogs Dog Training Center, accompanied by volunteers, classes were held 2-3 times a week [4, 5]. To evaluate the effectiveness of rehabilitation in children assessed level of physical development, functional indices of the respiratory, cardio-vascular systems, motor capabilities, psychological indicators [6-9].

Evaluation of physical development of children in both groups before rehabilitation course using centile tables showed that the initial level of physical development of children in about half of cases was slightly below normal. Data Comparison 2 after rehabilitation children groups showed that in both groups there is improvement of anthropometric data.

Comprehensive rehabilitation course contributed to the improvement of the functional state in children with ASD. We believe this is due to the positive effect of exercise therapy sessions (its various forms), and massage therapy. In addition, LH, musical rhythm exercises helped normalize the excitatory – inhibitory processes in the central nervous system, restore hormonal balance. All classes exercise therapy included elements of the game, have contributed not only physical, but also the development of speech, cognitive, communicative [10, 11]. In the process of articulating the finger gymnastics and therapy, children learn motor and language skills, learning to learn the properties of objects, describe them [12-14].

Comprehensive rehabilitation of children with ASD helped to improve the psychosomatic health of children. Additional application Canistherapy ensure greater effectiveness of rehabilitation measures [15, 16].

Keywords: Autism, Asperger’s Syndrome, Kanner’s syndrome, autism spectrum disorders, behavioral therapy, Canistherapy, art therapy, articulation exercises, finger gymnastics.

1. Bashina V. M. Autism as a child, 236 (M .: Medicine, 1999).

2. Kagan V. E. Autism in children, 126 (L .: Honey-on 1981).

3. Zavyalova V. Y. Music relaxation therapy. Practical hands, 148 (Novosibirsk: Nauka, 1995).

4. Canis therapy and autism. Help for children with autism. [Electronic resource], Access mode: www.fl-

life.com.ua/ wordpress / archives / tag / Canis-therapy-and-autism (reference date: 01.05.2016).

5. Receptions Canis therapy when working with patients. [Electronic resource], Access mode: forum.fes-russia.ru/images/priemi-kanis.doc (reference date: 03.03.2016).

6. Lomakin T. Hyperactive child. How to find a common language with fidget, 192 (M: Tsentrpoligraf 2009).

7. Goncharenko O. Diagnosis of the level of development of fine motor skills in preschool children. [Electronic resource], Access mode: http://www.openclass.ru/node/430533 (reference date: 02.12.2016).

8. Daniel S. [electronic resource], Access mode: http://www.kama-rest.ru/psihologicheskie-metodiki/diagnostika-voobrazheniya-u-detey-5-let/ (reference date: 04.15.2016).

9. Shan’ko G. G., Bondarenko E. S. Childhood Neurology, 343 (Minsk: High school, 1985).

10. The initial stages of working with nonspeaking (speech start) [electronic resource] / by the method Novikova-Ivantsova Seminar TN Part 1, Access: http://logosystem.ru/novikova-tn-vebi. (Reference date: 25.01.2016).

11. Test for Autism ATEK to assess the dynamics and identifying problems. [Electronic resource], Access mode: stopautism.ru/TecT-aTeK/ (reference date: 01.09.2016).

12. Schramm R. Children with autism and ABA. ABA (Applied Behavior Analisis). The therapy is based on the methods of applied behavior analysis, 208 (M: Frame Publishing, 2013).

13. Art therapy in autism. [Electronic resource], Published 16th April 2014, Access: alsariyababy (reference date: 01.15.2015).

Новое в работе с детьми: собакотерапия (канистерапия)

В сентябре прошлого года я стала участницей проекта помощи «Мастерская добра» для здоровых и больных детей. Проект этот придумала удивительная девушка – психолог Надя Болсуновская. Смысл этого проекта в том, что не надо абсорбировать детей больных и здоровых. Костяк здоровых детей дает творческой лаборатории импульс. И больные детки улавливают как раз здоровый импульс и начинают учиться и развиваться, копируя здоровых.

Надежда организовала лагерь для особых и для здоровых деток за городом. 11 семей, в том числе и моя семья, пробовали заниматься, тренироваться вместе. С нами работали нейропсихологии из Москвы, а также педагоги и учителя творческих мастерских. Надя приглашала специалистов в разных направлениях. Одним из специалистов была девушка Анечка.

В нашем городе нет дельфинов. Но зато есть лошади и собаки, которые тоже очень удачно лечат детский аутизм. Правильней сказать: лечат аутизм врачи. Но все же вспомогательная терапия – это собачки и лошадки. Про лошадей я расскажу позже. А вот как лечат собаками – сейчас.

Главная задача собакотерапии – это передать человеку тепло животного через физический контакт с собакой. Собакотерапию проводят со всеми, кто нуждается во внимании, такая терапия может стимулировать выздоровление или просто поднять настроение.

Солнечное утро. Детей с мамами собрали в спортзале. Из 11 семей – 5 семей с детками даунятами, 4 семьи с аутистами. Все ждем собаку Вельку. Мамы «особых» детей переживают.

– Прошлый раз, когда не было здоровых детей, один ребенок заплакал, и все начали биться… Теперь мы боимся.

– Сегодня будет по-другому, – говорит Надя.

И точно. Здоровый ребенок, если в прошлом его не кусала собака, обязательно потянется за животным. Обнимет его. Или проявит как-то по-другому интерес. Детки особые смотрят на друг друга. Кто-то боится. Но видя, что остальные не плачут, перестают пугаться и тоже идут навстречу собаке. Детки-даунята, как веселые мячики, весело поскакали навстречу собачке. Аутисты смотрят опасливо. Но все же интерес перебарывает.

Собаки, работающие с особыми детками, – не обычные псы. Они натренированы на детей. Если можно так сказать. Шум, суета, детская паника – их не напрягают и они не озлобливаются. Такие предельно выдрессированы, славятся терпением. Ну как вытерпеть то, когда на тебя сели десять детей, или в разные стороны малыши теребят тебя. Собака не гавкает. Внимательно слушает команды тренера.

Разыгрывается маленькое представление. Напоминает оно цирковое. Только в цирке собаку нельзя трогать. А тут – сколько хочешь. Мало того, если собака бежит с мячиком, она своим хвостом щекочет ножки детей.

Атмосфера страха полностью улетучилась. Дети с радостью бросают мячик. И бегут быстрее Вельки. Занятие идет от 10 до 30 минут. Все индивидуально. Через 20 минут интерес к Вельке спадает. Дети разбредаются по залу.

– А вы знаете, что Украина стала центром дельфинотерапии? Было бы чудесно, чтобы у нас Красноярск стал центром канистерапии (лечение с помощью собак), – говорю я Ане.

– Да, специалистов очень не хватает. Я и еще один-два человека на весь город.

В любом случае у собакотерапии есть большое преимущество перед дельфинами – ее можно самим организовать дома, к тому же собакотерапия значительно дешевле.

– А что у вас за порода?

– Порода вельш-корг. Но в мире популярнее для собакотерапии порода лабрадор. Но есть и очень умные дворняжки, способные терпеливо относиться к неожиданной реакции особого ребенка. Главное, чтобы собака своими биофизическими свойствами оказывала позитивное воздействие на деток.

– Даша, – включается в разговор Надя-психолог, – любая пет-терапия (уточ. – с животным) позитивна, она улучшает коммуникабельность. Уменьшает страх. Собака точнее понимает ребенка. Это еще в Америке первыми обнаружили, что люди с ограниченными возможностями в результате канистерапии начинают чувствовать себя менее одинокими и более независимыми, у них повышается самооценка, они становятся общительнее. В Великобритании собаки помогают больным-эпилептикам. Они чувствуют приближение эпилептического припадка за несколько минут. Когда хозяин теряет сознание, собака подставляет свое тело, чтобы смягчить удар от падения. Как собаки умудряются чувствовать состояние своих «пациентов», медики объяснить не в силах.

Да. Мне даже показалось, что такие натренированные собаки особенно чутко и особенно осторожно обращались с больными детками. Собака всегда рада хозяину, ей неважно, богат он или беден, красив или нет, – она в восторге от самого факта его существования. Поэтому к собаке тянутся дети, испытывающие недостаток безусловной любви.

Но не только в детских центрах таких специалистов, как Аню с Велей, ждут в гости. Во многих странах собак часто используют в домах престарелых. Эти животные позволяют снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции у пожилых людей, помогают им победить страхи и депрессию. Быть может, здравоохранение обратит внимание на этот факт. И в дома престарелых будет открыт вход врачу в белом халате с собакой для лечения.

Русские ученые в свое время даже разделили типы собак: крупная собака предпочтительнее при таких заболеваниях, как ангины, аритмия, сердечная недостаточность, язвенная болезнь, гастрит, колит, отит, цирроз печени. Крупные собаки обладают высокой активностью сердечного альфа-ритма. Если ежедневно по полчаса держать руки в области сердца такой собаки, это дает эффект кардиостимулятора. А вот маленькая китайская хохлатка способна снять приступы астмы. Мы завели маленькую собаку тойтерьера Арчика, и дети лучше стали засыпать. Это заметил даже мой муж.

А разве кто-то будет против в мороз надеть теплые носки и варежки, связанные из собачей шерсти? Это тоже часть собакотерапии. Мало того, что такие носки хорошо сохраняют тепло, они обладают обезболивающим и противовоспалительным свойствами. За счет легкого покалывающего эффекта она увеличивает и регулирует циркуляцию крови. Это проверенное временем средство для профилактики и лечения простудных заболеваний, заболеваний почек, варикозной болезни. Изделия из собачьей шерсти помогают избавиться от болей в суставах и спине при радикулите, остеохондрозе, артритах и артрозах.

Так что если ребенок просит у вас собаку, быть может, прочтение статьи вселит вам желание купить четвероного друга.

«Просто добрый пёс не подойдёт». Как собаки становятся «терапевтами»

Совсем скоро в Волгограде впервые начнут проводить профессиональные сеансы канистерапии – собаки будут помогать детям, больным ДЦП и страдающим аутизмом в реабилитации. Какое обучение пройдут четвероногие лекари, как их подбирают, кто с ними занимается, об этом и не только, – в материале «АиФ-Волгоград».

Лекарь с официальным статусом

Руководитель Федерации кинологического спорта Волгоградской области Анатолий Морозов планирует запустить в январе-феврале 2019 года в Волгограде проект, связанный с канистерапией.

Канистерапия — это метод лечения и реабилитации с использованием специально обученных собак. Дети с ДЦП и аутизмом играют с ними, кормят и благодаря этому развивают умственные и эмоциональные способности, социализируются, улучшают координацию движений и мышечный тонус. А еще у них могут снижаться болевые синдромы.

Кстати, канистерапия – это не только реабилитация детей с синдромом Дауна и аутизмом. За помощью к собакам обращаются и взрослые – люди, перенёсшие инсульт, с ментальными заболеваниями, жертвы насилия и не только. Ее, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения.

По словам Анатолия Морозова, просто добрая собака для такой терапии не подойдет. «Мало иметь дрессированое животное и заниматься с детьми, это шарлатанство. Собака и человек должны пройти специальное обучение. Да, животное должно быть добрым, ласковым, но не высоковозбудимым. Дети ведь часто бегают, кричат, могут дернуть собаку за хвост или усы. Он должна спокойно на это реагировать, без агрессии», – рассказывает он.

«Есть такое понятие как адвенторство. Собака проходит обучение, сдает экзамены, и ее вносят в специальный реестр. Хозяину на нее выдают специальную пластиковую карту. После этого животное может работать с детьми с ограниченными возможностями, участвовать в праздничных мероприятиях для особенных детей», – поясняет Анатолий. Но это простой путь. Для более сложной работы – канистерапии – собаке, причем не простой, а адвентору, и ее хозяину нужно пройти еще одно обучение в специальном медучреждении и получить сертификат. В России их всего два, и находятся они в Москве и Санкт-Петербурге. Люди, желающие заниматься канистерапией, частично учатся дистанционно, частично – лично приезжая в учреждение с собакой и сдавая экзамен. Иногда специалисты могут приехать для обучения сами.

На канистерапевта в идеале может претендовать только тот, у кого есть педагогическое или медицинское образование. «В ближайшее время это хотят закрепить на законодательном уровне. А еще сделать так, чтобы из медиков такое обучении могли проходить определенные специалисты. И тогда в сфере реабилитации детей с помощью животных не будет такого произвола, который царит в ней сейчас», – поясняет Анатолий.

Волгоградские кинологи пройдут серьезное обучение и станут профессиональными канистерапевтами, а их собаки будут включены в специальный реестр и обучены необходимым образом. Один специалист уже почти прошел обучение, скоро к нему приступят еще два с тремя собаками.

Сеансы канистерапии единомышленники Анатолия будут проводить в Волгограде. Они будут платными. «Постараемся максимально снизить их стоимость, т.к. понимаем, что у людей нет больших денег. Пока бесплатно проводить занятия не можем, постараемся для этого выиграть грант», – поясняет Анатолий.

Для канистерапии подходят собаки любых пород и беспородные. Главное, чтобы у пациента не было аллергии на этих животных.

Что такое канистерапия, или Социализация детей с аутичным спектром при помощи собак-помощников

Весеннее солнышко застенчиво сползало за горизонт, забирая весеннее робкое тепло с собой. День близился к своему завершению, и в воздухе стоял запах свежести и влаги. Медленные ручейки покрывались тонкой корочкой льда, зная, что завтра снова будут переливаться водой на солнце, становясь с каждым днем все сильнее и шире.

Поводок, лакомство и игрушку я беру на каждое занятие. Лучик – собака-помощник – заметно оживился, увидев свой поводок у меня в руках, и весело поскакал по дороге, ведущей в зал для занятий.

Как помогает собака в социализации детей с аутичным спектром

Сегодня у нас занятие с «аутенком» Томой: девочке четыре года, диагноз врачи поставили полгода назад. Детки, с которыми мы работаем – особые. С разными возможностями и своим характером. Социализация детей через собаку называется канистерапия.

В самом начале нашей с Лучиком деятельности, когда мы проходили обучение, я задавалась вопросом: как собака может помочь? Ответ появился позже в процессе работы. «Пес» и «песня» созвучные слова. Песня воздействует на душу человека, она может менять настроение и воодушевлять. Оказалось, что песики тоже влияют на наших маленьких пациентов. В азбуке когда-то давно была буква «Пси», что означает «душа»: наши предки, видимо, знали о душевной связи человека с «хвостатыми друзьями».

На занятии присутствует психолог, который дает задания и управляет процессом. Я кинолог, управляю собакой-помощником и контролирую поведение собаки. Пес на занятии является инструментом, с помощью которого детский психолог помогает пациентам управлять своими эмоциями.

Неуловимый взгляд ребенка

Малышка Тома уже привыкла к Лучику и научилась смотреть на него и следить за перемещениями по залу. А вот смотреть в глаза может только две секунды. Она всегда смотрит вскользь.

Наша задача – удивить девочку, заинтересовать, научить смеяться и управлять своими эмоциями. Смена настроений у ребенка является ключом к пониманию внешнего мира.

100% внимание детей на пушистом помощнике

«Аутята» при появлении Лучика в зале для занятий не спускают с него глаз. Реакция у собаки в 7 раз быстрее, чем у человека, поэтому упражнения на крупную моторику наперегонки с собакой делать намного интересней.

Мелкую моторику с Томой мы развиваем с помощью бельевых прищепок. Берем прищепку и надеваем на шерсть собаке. Когда Тома подрастет и научится понимать цвета, задание усложнится. Она будет надевать прищепки определенного цвета. Работать двумя руками, придерживать шерсть, чтобы Лучику не было больно – этому учит психолог.

Наряженный в разноцветные прищепки Лучик покрутился на месте и смешно отряхнулся, пытаясь снять украшение. Тома взвизгнула и заулыбалась.

Молчать нельзя командовать!

Самое любимое упражнение у «аутят» – подавать команды собаке и водить за поводок. В этих упражнениях мы учим ребенка ориентироваться в пространстве. Под загаданные предметы заранее кладется лакомство, и если ребенок правильно привел пса, то радости у собаки и ребенка хоть отбавляй.

Управлять собакой можно и в другом упражнении. Прыжки через обруч учат деток подавать команду голосом. Для неговорящих детей это очень хороший стимул к общению. На небольшое расстояние от пола поднимается обруч. Лучик должен прыгнуть, но по команде маленького дрессировщика. После третьей попытки Тома произносит команду «Ап», и Лучик преодолевает препятствие. Тома показывает, что хочет еще и еще, ей нравится взаимодействовать с собакой.

Понимание мира через прикосновение

Заключительное упражнение на каждом занятии – это отдых. Тихая спокойная музыка и светящиеся огоньки начинают свой танец на потолке и стенах зала. Малыш ложится на большую подушку, а на спину Лучика ставит ножки.

Тома следит за мигающими огоньками и сосредоточенно нажимает на спину Лучика. На следующих упражнениях мы будем класть собаку под коленки, потом под спинку и в самом конце курса попросим ребенка двумя руками «послушать» биение сердца у собаки.

Уходя, Тома помахала Лучику рукой и небрежно погладила его по голове. Собака завиляла хвостом и заскулила, приглашая Тому поиграть.

Пристегнув поводок, мы с Лучиком возвращались по ночному городу, довольные тем, что смогли сделать детский мир чуточку понятнее.

Канистерапия – это реабилитация детей с помощью собак. Занимаясь только ей и не принимая другого лечения, ребенок не сможет адаптироваться и преодолеть этот недуг. Поможет только комплексный подход в лечении особых детей.

Чем собака может помочь аутисту

Читайте нас в Google Новости

В России увеличивается число людей, больных аутизмом. По данным Минздрава, за последние пять лет данный диагноз стали ставить в два раза чаще. Вылечить аутизм невозможно — помощь больному заключается в смягчении симптомов. Одним из самых трогательных и приятных методов коррекции заболевания считается канистерапия — реабилитация с использованием специально обученных собак.

Этот метод применяется врачами для лечения различных болезней с 60-х годов прошлого века. Идея терапии с участием животных появилась у американского психиатра Бориса Левинсона, который опытным путём установил, что пациенты получают заряд положительных эмоций, когда приходят на сеансы и встречаются с собакой. С тех пор метод начал набирать популярность.

Врачи утверждают, что взаимодействие с собакой способствует развитию умственных и улучшению двигательных функций. Также оно помогает развитию эмоциональной сферы. Канистерапию также используют для лечения ДЦП, гиперактивности, психических заболеваний.

Эксперты говорят: собаки помогают больному человеку наладить контакт с окружающим миром. Она учит любви, принятию и взаимодействию с окружающими.

В России пока мало организаций, которые профессионально занимаются таким лечением. News.ru побывал на занятии в одной из них — ассоциации «Объединённые Энималтерапевты».

Пушистое белое облако с двумя карими глазами — самоеду Гаврюше сейчас год. Пёс очень дружелюбно относится к людям, даже к тем, кто отмахивается от него и истошно кричит. Это обычная реакция аутиста на непривычный объект. Больные этим недугом — как неприступная крепость, и чтобы она пала, нужна кропотливая работа психологов и педагогов и радушная терпимость самих животных.

Матвею Бородину 15 лет. Мальчик улыбается окружающим и с готовностью поёт на публику песню «Прекрасное далёко». Ещё год назад парень был замкнутым и необщительным. Не отпускал мамину руку и разговаривал только с близкими. Перед собаками он вовсе испытывал панический страх. Касание пушистого хвоста приводило мальчика в ужас.

С Матвеем начали заниматься канистерапией в начале этого года. Вначале он смотрел на животных со стороны, но уже через месяц решился дотронуться. Постепенно мальчик проникся к мохнатым терапевтам любовью. Сейчас он заходит в комнату и сразу обнимает всех собак. На живот самоеду Гаврюше он кладёт голову.

«Как пахнет самоед?» — спрашивает психолог Ольга Богомякова.

«Хорошо пахнет», — говорит мальчик.

По словам мамы Матвея Маргариты Бородиной, с тех пор как Матвея начали лечить с помощью канистерапии, его социальные навыки значительно улучшились.

Проще стал подходить к людям, если раньше была настороженность, то сейчас она исчезла. Или стоял в стороне, или вовсе не замечал тех, кто вокруг. Сейчас спокойно подходит, осматривает всех, — говорит мама.

У 17-летнего Евгения диагностировали аутизм в три года. Симптомы стандартные — задержка речевого развития и боязнь посторонних людей. Обучение в коррекционной школе не способствовало социализации. Парень до сих пор как в раковине — закрытая поза, взгляд в пол, повторение одних и тех же слов.

«8 июля — День семьи, любви и верности», — повторяет он в 30-й раз информацию, прочитанную в Интернете.

Мама уговаривает его отвлечься от смартфона и обратить внимание на собаку. Гаврюша делает робкие попытки вступить с ним в контакт, но мальчик кричит и машет руками. Будто видит призрака. Собака ведёт себя правильно, на общении не настаивает. Весь сеанс канистерапии парень так и просидел у стенки. Но позже выяснилось, что эффект от занятия всё-таки есть.

«Мы купим большого щенка», — неожиданно говорит парень маме, растягивая слова.

«А что ты будешь делать с ним?» — спрашивает мама Лариса.

«Кормить. и играть», — сообщает молодой человек.

Мама удивлена. Впервые в жизни её сын высказал желание заботиться о ком-то. Собаку Лариса обязательно купит. Она хватается за любой шанс социализировать парня.

Самой главной задачей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является их социализация. Собака аккуратно контактирует с ребёнком, подталкивает его, интересуется, нюхает, ходит за ним, сопровождает ребёнка. Постепенно он начинает замечать собаку. Тогда мы поручаем разные задания: водить собачку на поводке, кормить её, гладить, ощупывать. Постепенно ребёнок от собаки начинает переводить своё внимание на человека. Это как раз то, чего мы добиваемся.

психолог, специалист по канистерапии

Что такое аутизм

Точная причина развития аутизма не установлена. Наряду с различными гипотезами существует предположение о влиянии недоношенности ребёнка на развитие заболевания. Также рассматривается вероятность увеличения рисков развития аутизма у малышей, рождённых мамами старше 40 лет. А вот прямой связи аутизма с профилактическими прививками учёными не найдено. Популярная среди мам теория о том, что у вакцинированных детей расстройства аутистического спектра встречаются чаще, не подтверждены исследованиями.

Аутизм — коварное заболевание. Его невозможно выявить у плода внутриутробно. Также нельзя диагностировать недуг сразу после рождения. Болезнь «преподносит сюрприз» примерно в возрасте полутора лет. Родители начинают замечать странные симптомы — малыш не говорит, избегает общения и зрительного контакта, слишком нервно реагирует на громкие звуки.

Все патологические процессы, происходящие в мозгу у больных аутизмом людей, до сих пор не изучены. Например, у некоторых аутистов отмечается избыток локальных связей между нейронами во всей коре головного мозга. У других нарушена работа системы зеркальных нейронов. Это клетки головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими. Также известно, что мозг у аутистов в среднем весит больше обычного и занимает больший объём.

Добавить наши новости в избранные источники

Читайте также:
Как наказать мужа за измену? Как заставить его сознаться и стоит ли это делать?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: